С 21 по 28 октября мы провели хакатон SimpleGov 2023, благодаря которому, электронное правительство станет удобнее.

При поддержке МЦРИАП, Центра поддержки цифрового правительства, АО «Национальные Информационные Технологии» и Astana Hub.
Прежде, чем вы погрузитесь в крутую историю о студентах с горящими глазами, знайте, что мы можем помочь вам организовать ваш собственный хакатон для быстрых побед.
Просто напишите нам

Итак, реальные решения реальных проблем для реальных пользователей Электронного правительства Республики Казахстан.

После анонса хакатона, в течении 1 недели происходил сбор участников — выпускников, студентов выпускных и начальных курсов столичных ВУЗов.

Всего поступило около сотни заявок на участие, но было принято только 20.

20 студентов Astana IT University и КазАТУ были поделены на 4 команды. Каждой команде был назначен ментор от UsabilityLab и аналитик-координатор от Центра поддержки цифрового правительства — эксперты в предметной области.

Все активности происходили на территории АстанаХаба и в здании Министерства Цифрового Правительства и Аэрокосмической Промышленности РК.

Лучшие студенты получат офферы в МЦРИАП, АО НИТ, ЦПЦП и в UsabilityLab.
Главной целью хакатона был редизайн и перепроектирование пользовательского опыта eGov. А главное условие — участниками должны быть студенты. Совместно с МЦРИАП мы решили инвестировать именно в молодое поколение.

Всего за 7 дней мы превратили студентов в UX-исследователей и дизайнеров.

Особенностью этого хакатона было то, что он проводился не 1 и не 2 дня, а целых 5 по методологии Google Design Sprint (даже 7, если брать во внимание еще и ритуалы: старт/защита).


Что такое Дизайн-спринт

Это воркшоп, который всего за 3-5 дней позволяет получить реальные решения проблем или, как минимум, сократить уровень неопределенности, если вызов действительно велик.
Дизайн-спринт это гибрид двух методологий: Дизайн-мышление + Agile.
ДС проводится, когда высок уровень неопределенности и очень ограничены временные ресурсы.

Пятидневный спринт состоит из таких этапов:
День 1 — Погружение в вопрос, поиск и выбор проблемы
День 2 —
Генерация и визуализация множества идей, того как можно решить выбранную проблему
День 3 — Обсуждение идей. Выбор и проработка одной из них в деталях
День 4 — Создание прототипа выбранной идеи и подготовка к тестированию
День 5 — Тестирование прототипа с потенциальными пользователями. Обсуждение полученного фидбэка и следующих шагов

Заказать дизайн-спринт, сессию дизайн-мышления или организацию хакатона прямо сейчас в UsabilityLab

В ходе этого хакатона:
  • из сотен сгенерированных гипотез-проблем было отобрано 36 для дальнейшей проверки
  • проведено 50 интервью с реальными пользователями eGov (все записи передаются партнеру)
  • описано 38 интерфейсных проблем (figma + miro)
  • сформулировано и спроектировано 34 решения (figma + miro)
  • по каждому участнику собрана обратная связь для будущих работодателей
Google Design Sprint практически без адаптации под студентов. Никто не говорил, что будет легко!
День 1. Дебют. Суббота. 21 октября ✨

Команды собрались в актовом зале в здании МЦРИАП, чтобы узнать, что их ждет в следующие 5 дней. Представители МЦРИАП, АО НИТ, ЦПЦП и CEO Usabilitylab делились словами напутствия и рассказывали о текущих и будущих вызовах государственного CX и UX.
Ребята познакомились со своими менторами, с которыми, в этот же день, начали интенсивный первый день дизайн-спринта — погружение в предметную область, изучение объекта исследования и улучшения — egov, определение гипотез-проблем, выбор скоупа улучшаемых аспектов и функций.

Одним словом — стартанул тот самый Discovery, только на скорости 10х.

На фото команда Алины «All in». Девиз: Люди меняют мир — мы поменяем eGov
Это команда Zhana Urpaq (новая волна).
Студенты факультета Cybersecurity AITU.

Хотят научиться понимать пользователей за счет прокачки эмпатии. Им это точно поможет в защите от социо-инжиниринговых атак.
Команда Top gear со своим ментором Марией.
Они говорят: Мы покажем дорогу в лучший eGov!
Команда Малики «Simple solution».

Девиз : Simple solution for simple Gov. Боли не будет!
День 2-5. Миттельшпиль

Команды генерировали гипотезы-решений, проводили интервью с реальными пользователями egov, проектировали и проводили usability-тесты — модерируемые и немодерируемые, программировали опросы. Одна из команд даже применила метод карточной сортировки для того, чтобы понять, какую структуру навигации ожидает пользователь.
Команды работали до вечера, а приходя домой, работали снова. И так 7 дней подряд.

Наши менторы испытывали настоящую гордость за своих ребят.

Строили CJM as-is и to-be, формировали User Flow и прорабатывали целевые прототипы того eGov, который был бы более простым в использовании для жителей и гостей Казахстана.

Помимо методологий и изучения процесса, ребята знакомились с такими инструментами, как Figma, Miro, Optimalworkshop, Fabuza. Учились коммуникативным навыкам, лидированию, работе в команде и, что очень важно, продавать свои решения стэйкхолдерам: Министру Министерства Цифровизации РК, CEO АО НИТ, руководителю ЦПЦП и другим руководителям организаций, которые создавали текущий eGov — а вы бы смогли в начале своего пути выступить перед Министром? ;)

Во всем этом им помогали менторы UsabilityLab ❤️
День Х — защита. Эндшпиль! ⚡

Они бились не за оценки, а за пользователя (за нас с вами, ведь мы пользователи eGov)

Все прошло как по маслу. Ребята выступали так, будто каждый день выступают перед Министром. Рвение ребят рассказать о своем решении просто зашкаливало.

В итоге:
из сотен гипотез-проблем было отобрано 36 для дальнейшей проверки проведено 50 интервью с реальными пользователями eGov описано 38 интерфейсных проблем сформулировано 34 решени
Результатами стали прототипы изменений, которые могут появиться на eGov
Лучшие идеи от всех команд:
  • автоматическое перенаправление справок в учреждения, для которых пользователь заказывает справку
  • обмен справками между учреждениями без участия пользователя (пользователь только получает и подтверждает уведомление запрос справки
  • двухфакторная аутентификация (включая апрув доступа со связанного устройства)
  • семантический поиск (показывающий результаты не только прямые совпадения, но и совпадения по производным и связанным формулировкам)
  • журнал действий в ЛК + отображение входов с нехнакомых устройств
  • отдельный блок с рекомендуемыми и/или часто заказываемыми услугами именно МНОЙ, а не всеми пользователями egov.
  • персонализация услуг и навигации на основе моего профиля (пенсионер, студент, школьник, работу/безработный, бизнесмен и т. д.)
  • автоуведомление об услугах, которые обязательно надо получить при каком-либо возрасте или обстоятельствах (например, при поступлении в ВУЗ) + ссылка на услугу
  • тотальная переработка навигации, структуры компановки и визуальной подачи.
Команда TopGear. Победители хакатона SimpleGov 2023. Уставшие, но счастливые!
Команда-победитель ⭐

Все команды отлично поработали, но с микро-отрывом победила команда TopGear. С чем мы ребят искренне поздравляем!

Они добыли больше всех инсайтов, а самое главное, они приблизили опыт взаимодействия с егов к ментальной модели представления пользователя — исключить студентов из сценария передачи справки из медучреждений в ВУЗы. ВУЗ забирает эти данные самостоятельно, а студент лишь дает разрешение на это реактивно, реагируя на SMS-уведомление или сообщение через Telegram-бота (и то, только если ВУЗ запросит такие данные)
Призы
Команда-победитель получила бранч/ужин с министром цифровизации РК Багдатом Мусиным.

При этом ВСЕ ребята получили:
  • сертификат на сумму 50 000 тенге на обучение в Школе Usabilitylab
  • приглашение самых активных студентов на стажировку и работу в АО НИТ, ЦПЦП, UsabilityLab
  • лимитированные подарки и мерч, брендированный под хакатон
  • приглашение на празднование Всемирного Дня Юзабилити в АстанаХа
  • приглашение в закрытый клуб исследователей и дизайнеров СНГ и ЦА

Из книги Алана Купера «Об интерфейсе». Нужно стремиться спроектировать такой интерфейс, который будет ближе к ментальной модели пользователя. Пример UX/UI близкого к модели реализации: автомобиль с ручным переключением передач. Водитель должен знать, как устроено сцепление, коробка передач и все это согласованно переключать, чтобы двигаться. А опыт близкий к модели представления: жму вперед — автомобиль едет, жму назад — еду назад. Или: укажу просто точку Б и автомобиль меня довезет. Мне не нужно знать, как устроена механика автомобиля, чтобы добраться до точки Б.
Что говорят участники хакатона
И мы, UsabilityLab, выражаем огромную благодарность всем участникам и партнерам, благодаря которым SimpleGov стал возможен, и надеемся, что он приведет к тому, что цифровые решения, упрощающие получение госуслуг в Казахстане, станут доступны миллионам пользователей eGov в ближайшем будущем.
Мы поможем вам организовать ваш собственный хакатон для быстрых побед